Вход на сайт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченые(*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Еще раз пароль *
Email *
Еще раз email *
Капча *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [1 Голос]

(Очерк по истории отечественного образования с Древней Руси до современной России)

Начинается пора экзаменов в средних общеобразовательных учебных заведениях России. Все листают учебники по ЕГЭ – единому государственному экзамену или покупают шпаргалки к нему. Складывается полное ощущение о тестовой системе из американского фильма «Идиократия».
А ведь еще советские и постсоветские школьники и студенты творчески подходили к экзаменам, а на государственном экзамене могли поспорить с экзаменационной комиссией. Сейчас все автоматизировано, специально для биороботов, хотя постоянно во время экзаменов в новостях появляются скандалы о продаже ответов к ЕГЭ должностными лицами, желающими много и сладко кушать.
Как учились наши предки? По-настоящему! Тяга к знаниям была абсолютна, это подтверждает биография того же русского крестьянина М. В. Ломоносова. У русского народа есть так называемая «смекалка», благодаря которой мы все время что-нибудь изобретаем и обгоняем другие народы нашей планеты. Цель ЕГЭ – отформатировать нашу «смекалку» и сделать усредненной серостью.
Итак, отвечаем на вопрос: как учились наши предки? Период развития отечественного образования при князьях Владимире и Ярославе Мудром нередко признается начальным во всей истории образования, во многом связанного с христианскими храмами.
Под 988 годом в Повести временных лет: «И поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых» (язычники были против христианских инноваций).
Русские книжники, работавшие в школах повышенного типа, пользовались своим вариантом структуры предметов, который в определенной мере учитывал опыт византийских и болгарских школ, дававших высшее образование.
Софийская первая летопись о школе в Новгороде: 1030. «В лето 6538. Иде Ярослав на Чюдь, и победи я, и постави город Юрьев. И прииде к Новугороду, и събрав от старост и от попов детей 300 учити книгом».
Созданная в 1030 г. Ярославом Мудрым школа в Новгороде была вторым учебным заведением повышенного типа на Руси, в котором обучались лишь дети старост и священнослужителей. Есть версия, что в летописи речь идет о детях церковных старост, избиравшихся из низших сословий, но до конца XVI в. известны лишь старосты административные и военные. Термин «церковный староста» появился в XVII в. Контингент учащихся новгородской школы состоял из детей духовенства и городской администрации. Социальный состав обучающихся отражал классовый характер образования той поры.
Главная задача школы состояла в подготовке грамотного и объединенного новой верой управленческого аппарата и священников, деятельность которых проходила в сложной борьбе с сильными традициями языческой религии среди новгородцев и угро-финских племен, которыми был окружен Новгород.
Деятельность школы Ярослава опиралась на разветвленную сеть школ элементарной грамоты, о чем свидетельствует большое количество обнаруженных археологами берестяных грамот, писал, вощеных дощечек. На базе широкого распространения грамотности расцвела новгородская книжность. В Новгороде написано знаменитое Остромирово Евангелие, описание Добрыней Ядрейковичем Царьграда, математический трактат Кирика. Сохранились для потомков «Изборник 1073 года», начальный летописный свод, краткая редакция «Русской Правды». Новгородские книгохранилища послужили одним из основных источников «Великих четьих миней» — собрания «всех книг, чтомых на Руси», состоящего из 12 огромных томов общим объемом свыше 27 тыс. страниц:
«1037. В год 6545. Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины… Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, а мы пожинаем, учение получая книжное. Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это — реки, напоящие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина… …Ярослав же… любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам».
Образовательная реформа Владимира и Ярослава усиливала христианизацию на землях будущей России и её соседей, однако многовековые языческие традиции имели глубокие корни в народах страны.
Граффити XI века из святой Софии Киевской: «Месяца июня в 10-й (день) выгреб (потревожили мощи) грамматика, а в 15-й отдали Лазорю».
«Грамматиками» называли себя как профессиональные писцы южнославянских рукописей, так греками именовались и учителя — преподаватели полного курса грамматики. Император Юстиниан в 534 г. установил видным грамматикам вознаграждение в сумме 70 солидов и определил этим педагогам ряд других привилегий. Грамматики преподавали и в Киевской дворцовой школе, после смерти по статусу погребались в соборе. Мощи «Грамматика» были перенесены в монастырь, где игуменом был Лазарь (упоминается под 1088 годом).
Образование, включая монастырское, поддерживал еще Феодосий Печерский (ок. 1008 - 3 мая 1074). «Житие Феодосия Печерского» сообщало о школе в Курске: «Случилось же родителям блаженного переселиться в другой город, именуемый Курском… Обратимся к рассказу о святом этом отроке. Рос он телом, а душою тянулся к любви божьей и ходил каждый день в церковь божию, со всем вниманием слушая чтение божественных книг. Не приближался он к играющим детям, как это в обычае у малолетних… К тому же попросил он отдать его учителю поучиться божественным книгам, что и сделали. Скоро постиг он всю грамоту, так, что поражались все уму его и способностям и тому, как быстро он всему научился».
Средневековое образование на Руси нередко сводят к примерам Новгорода и Киева. Но немало свидетельств о развитии образования в других городах средневекового государства. Около 1096. Муром «После принятия христианской веры муромцы послали „мнози дети своя в научение грамоты“».
Известно в 1143 году основанное Евфросинией Полоцкой женское монастырское училище в Полоцке (ныне Витебская обл., Белоруссия), входившем тогда в состав Руси.
Здесь учился Авраамий Смоленский. «…Родился же блаженный Авраамий от правоверных родителей. Отец его был всеми почитаем и любим, в чести у князя, и поистине все его знали, и был он украшен правдой, и многим помогал в бедах, был милостив и спокоен со всеми, к молитвам и службам церковным прилежание имел. Мать его также была украшена всяким благочестием». «…Когда мальчик достиг разумного возраста, родители отдали его учиться по книгам. Он же не унывал, как прочие дети, но, благодаря большому прилежанию, быстро обучился; к тому же он не играл с другими детьми, но спешил впереди других на божественное и церковное пение и чтение, так что его родители радовались этому, а другие удивлялись такому разуму ребенка». «…Из всех книг более всего любил он часто читать учение преподобного Ефрема, и великого учителя Иоанна Златоуста, и Феодосия Печерского…».
Училища развивались во Владимире на Клязьме. «Князь великий Константин Всеволодович Мудрый, внук Юрия Владимировича Мономаша… великий был охотник к читанию книг и научен был многим наукам, того ради имел при себе людей ученых, многие древние книги греческие ценою высокою купил и велел переводить на русский язык. Многие дела древних князей собрал и сам писал, тако ж и другие с ним трудилися». «…6735 (1227). Мая 11 учинился во Владимире великий пожар и сгорело 27 церквей и двор блаженного великого князя Константина Всеволодича и церковь, построенная в нем, архангела Михаила со всею богатою утварию. В нем же трудилися иноки русские и греки, учасце младенцев, и погорели книги многие, собранные сим Константином Мудрым». Училище при церкви Михаила могло быть одним из нескольких в округе Владимира.
Школа действовала и в Нижнем Новгороде. Так блаженный Евфимий родился и был воспитан в Нижнем Новгороде. Здесь учился грамоте и учился примерно - не любил заниматься детскими шалостями, был кроток и послушлив родителям. Евфимий родился в начале XIV в. Окончил школу, которая, видимо, существовала в городе уже в XIII в. Пострижен в монахи, а впоследствии назначен архимандритом монастыря в Суздале. В «Житии» Евфимия сохранилось наиболее раннее упоминание о школе в Нижнем Новгороде.
Царь Иван Грозный для укрепления централизованной власти в 1551 г. собрал собор — представителей церковной иерархии с участием боярской думы для составления специального уложения. Сборник решений состоял из 100 глав.
В главе 26 «Стоглава» изложено постановление о школах грамоты. Авторы документа аргументировали своё предложение необходимостью борьбы с неграмотностью дьяконов и попов (гл.25) и ссылкой на училища в прошлом. Исследователи считают, что составители упомянутой исторической справки имели в виду только Русь до монголо-татарского нашествия, но хотя бы новгородские берестяные грамоты в XIII-XV вв. говорят о сохранении высокого уровня образования. Это подтверждает и пример Москвы. В ней найдена свинцовая печать XI в. киевского митрополита, прикрепленная в то время к какой-то грамоте церковного иерарха. В. Л. Янин датировал печать 1091-1096 гг.
О распространении в Москве грамотности свидетельствуют обнаруженные археологами писала: костяное, два бронзовых в пластах XII-XIII вв. В XIII-XIV вв. Москва становится новым центром книгописания на Руси. Летопись, описывая под 1382 г. приближение к городу Тохтамыша, сообщает, что в городе было «…книг же многое множество снесено с всего города, в соборных церквах до стропа неметаю, съхранения ради спроважено».
Многое множество рукописных книг могло накопиться лишь в течение веков. Это знали составителям «Стоглава», упоминая училища «прежде» не только в Новгороде.
Стоглав об училищах (по некоторым версиям - только в домонгольское время, хотя «прежде сего» - именно ранее XVI века) - глава 25: «…А прежде сего училища бывали в Российском царствии на Москве и в Великом Новуграде, и по иным градам многие училища бывали, грамоте, писати и пети и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и певцы, и чтецы славны были во всей земли…» (Википедия – свободная энциклопедия).
В июле 1661 г. в Москву приехал первый преподаватель светского образования Симеон Полоцкий. С. М. Соловьев: «Симеон Полоцкий был образцом домашнего учителя, который требовался у нас в XVII, XVIII и даже в XIX веках: выучить детей всему, но без принуждения, уметь подсластить науку, приохотить к ней…».
В мае 1703 г. был издан первый учебник «Арифметика». И. О. Родин, Т. М. Пименова: «Учебник Магницкого в течение полувека служил основным учебным пособием по математике. Обучая основам науки, он одновременно давал полезные практические советы, например, как измерить глубину колодца».
С 1711 по 1765 гг. в России жил ее уникальный крестьянский сын - М. В. Ломоносов. А. С. Пушкин: «Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».
В январе 1724 г. Петр I издал Указ об учреждении Академии Наук. И. О. Родин, Т. М. Пименова: «Инициатива ее организации принадлежит Петру I, проект Устава Академии составлялся при его участии. При Академии же был создан Университет для подготовки научных кадров».
В 1755 г. усилиями М. В. Ломоносова и просвещенного елизаветинского фаворита И. И. Шувалова был открыт Московский университет.
В 1786 г. под патронажем Екатерины II появилась система народных училищ. И. О. Родин, Т. М. Пименова: «Открывшиеся 22 сентября 1786 года во многих российских губерниях народные училища положили начало развитию системы массового образования в стране. В этой акции Екатерины любимые ею идеи просветителей воплотились наиболее цельно и продуманно. Появлению училищ предшествовала длительная и тщательная подготовка, которую возглавил направленный в Петербург австрийским императором Иосифом II выходец из югославянских земель Федор Иванович Янкович».
В декабре 1801 г. император Александр I издал Манифест о поощрении и выдаче привилегий изобретателям, а в 1804 г. начал открывать гимназии.
В декабре 1804 г. был издан цензурный устав. В. А. Федоров: «Цензурные комитеты учреждались при университетах и состояли из профессоров по представительству попечителей учебных округов. Авторы и издатели получали право обжаловать их действия в Главном управлении училищ».
В декабре 1805 г. был открыт Демидовский лицей в Ярославле, а в 1811 г. и Царскосельский лицей. И. О. Родин, Т. М. Пименова: «Замышлявшийся как элитарное учебное заведение, лицей перерос первоначальные рамки (воспитание и обучение царских детей) и выпустил из своих стен многих выдающихся россиян».
В 1814 г. была открыта Публичная библиотека в Петербурге. И. О. Родин, Т. М. Пименова: «Александровское время вызвало потребность в образованных людях. Нарду с основанием Казанского университета открытие в столице общедоступной библиотеки стало важнейшим событием общественной жизни».
В январе 1820 г. император Александр I утвердил инструкции для управления университетами. М. А. Кожевников: «Правительство усматривало в университетах опасные очаги свободомыслия и стремилось держать их под своим неусыпным контролем. Благонамеренность ставилась на первое место, науки – на второе».
19 августа 1827 г. министр народного просвещения А. С. Шишков по указу Николая I запретил принимать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения: «Науки полезны только тогда, когда, как соль, употребляются и преподаются в меру, смотря по состоянию людей и по надобности, какую всякое звание имеет. … Обучать грамоте весь народ или несоразмерное оного количество людей принесло бы более вреда, нежели пользы». Идеология фонда Сороса появилась гораздо раньше, чем сам Дж. Сорос или его фонд!
В декабре 1828 г. был издан новый устав учебных заведений. И. О. Родин, Т. М. Пименова: «Начальное и среднее образование подразделялось на образование для детей «низших» сословий (четыре правила арифметики, чтение, письмо и Закон Божий); для 2средних сословий» - трехклассные училища (начала геометрии, география и история); для детей дворян и чиновников - семиклассные гимназии, дающие возможность поступления в университет».
В 1833-1849 гг. основатель теории официальной народности – «самодержавие, православие, народность» С. С. Уваров занимает пост министра народного просвещения и проводит реформу образования. А. А. Корнилов: «Роль Уварова в деле народного просвещения по значительности проведенных при нем преобразований почти столь же важна, как роль Канкрина в истории русских финансов и роль Киселева в истории крестьянского законодательства».
В июле 1835 г. был принят новый университетский устав. И. О. Родин, Т. М. Пименова: «Поставил задачу «сблизить наши университеты с коренными и спасительными началами русского управления» и ввести в них «порядок военной службы и вообще строгое наблюдение установленных форм, чиноначалие и точность в исполнении самомалейших постановлений». Устав существенно ограничил автономию университетов, установил строгий полицейский надзор за студентами, вводил должности инспектора и его помощников, исполнявших административно-полицейские функции».
В 1836 г. начали создавать церковно-приходские школы для мирян. И. О. Родин, Т. М. Пименова: «Священник или дьякон учили в них чтению «церковной и гражданской печати, а желающих и письму», «с присовокуплением начал арифметики». В 1839 г. таких школ было 2000, учащихся в них – 19000, а в 1860 г. – 18000 школ с 320000 учащихся».
В ноябре 1861 г. в Москве была учреждена Петровская Сельскохозяйственная академия. И. О. Родин, Т. М. Пименова: «Россия как аграрная страна остро нуждалась в квалифицированных специалистах, способных привести отечественное сельское хозяйство в состояние, имеющее хотя бы приблизительное соответствие с лучшими европейскими образцами».
14 мая 1863 г. началась реформа военного образования, которая предусматривала преобразование кадетских корпусов в специальные военные училища и гимназии.
18 июня 1863 г. был принят Университетский устав, который восстанавливал автономию профессорской коллегии, а в ноябре 1864 г. был утвержден Устав гимназий и прогимназий, по которому вводилась плата за обучение, а сами гимназии подразделялись на классические и реальные.
 Летом-осенью 1871 г. произошла «школьная контрреформа». И. О. Родин, Т. М. Пименова: «Контрреформа» была проведена министром народного просвещения Д. А. Толстым. Был принят новый гимназический устав, реальные гимназии были упразднены, а вместо них созданы реальные училища».
С 1875 г. солдаты в армии стали получать начальное образование, была проведена реформа военно-учебных заведений, а в 1878 г. в Петербурге открылись Высшие женские Бестужевские курсы.
23 августа 1884 г. был утвержден новый Университетский устав, который полностью отменил университетскую автономию, а в июне 1887 г. был издан Указ о «кухаркиных детях», по которому доступ к образованию представителям низших сословий был запрещен.
В январе 1911 г. произошли первые студенческие волнения. И. О. Родин, Т. М. Пименова: «Причиной волнений стал запрет министра народного образования на деятельность всех студенческих организаций и собраний. Ректор Московского университета Мануйлов отказался поддержать действия властей, за что был отстранен от должности. В знак солидарности с ним 130 профессоров подали в отставку».
 После Великой октябрьской социалистической революции 1917 г. образование стало принадлежать Советской республике. 22 апреля 1918 г. был издан декрет ВЦИК о всеобщем военном обучении, по которому женщины могли обучаться военному делу добровольно.
16 октября 1918 г. была принята Декларация о единой трудовой школе: «Все дети должны вступать в один и тот же тип школы и начинать свое образование одинаково, все они имеют право идти по этой лестнице до ее наивысших ступеней», 26 декабря 1919 г. был издан декрет СНК о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР, 30 июля 1920 г. была учреждена ВЧК по ликвидации неграмотности, а 4 марта 1921 г. был принят Устав высшей школы, по которому полностью ликвидирована автономия университетов и введено обязательное преподавание общественных марксистских дисциплин.
4 июля 1921 г. был образован Государственный ученый совет под председательством М. Н. Покровского. И. О. Родин, Т. М. Пименова: «К 1923 году ГУС разработал схему построения комплексных программ. Вместо предметной системы в школе вводились комплексные темы, каждую из которых предлагалось рассмотреть в трех аспектах – природа, труд и общество. Такая система оправдывала себя только в образцово-показательных школах, которых было очень и очень мало».
14 августа 1930 г. было введено всеобщее бесплатное обязательное начальное обучение, в сентябре 1933 г. произошла реорганизация системы ФЗУ (фабрично-заводских училищ), а в ноябре 1940 г. было введено обязательное преподавание иностранных языков в средних школах.
 В сентябре 1950 г. в ЦК ВКП (б) был создан Отдел науки и высших учебных заведений. И. О. Родин, Т. М. Пименова: «Повышенный интерес Сталина к вопросам языкознания немедленно отразился на организации работы партаппарата, которому отныне предписывалось еще активнее навязывать ученым партийную точку зрения».
18 июля 1954 г. было введено совместное обучение в школах, хотя до этого принято было раздельное обучение мальчиков и девочек, ставшее традицией еще в дореволюционные времена, 10 мая 1956 г. была отменена плата за обучение в старших классах средней школы, а также в средне-специальных и высших учебных заведениях, а 24 декабря 1958 г. было введено всеобщее обязательное 8-летнее образование и создана единая сеть ПТУ со сроком обучения от 1 до 3 лет.
В апреле 1984 г. было издано Постановление ЦК КПСС о школьной реформе. И. О. Родин, Т. М. Пименова: «Всеобщее среднее образование дополнялось всеобщим профессиональным обучением. Реформа школы, также как и следующая попытка реформы образования при Горбачеве (февраль 1988 г.) закончилась ничем. В итоге к началу 90-х годов былые преимущества советской системы среднего и высшего образования исчерпали себя».
Как видим, образование в нашей стране исчерпало себя еще до перестройки, поэтому восстанавливать всеобщее среднее и высшее образование необходимо будет всем гражданам России.
ЕГЭ (единый государственный экзамен) – система экспериментальная и уже показавшая неудовлетворительный результат. Но ЕГЭ удобен чиновникам, которые любят много и сладко кушать. Поэтому позитивную историю образования в России будут строить энтузиасты, такие, как заслуженный учитель России, действительный член (академик) Российской академии образования М. П. Щетинин (А. С. Макаренко тоже был энтузиаст образования своего времени).
Педагог-новатор Щетинин М.П. в области поиска образовательной модели «Школа XXI века» организовал Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков».
Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 28.06.1988 г. № 170 1 августа 1988 года был создан «Центр комплексного формирования личности детей и подростков» в непосредственном подчинении Гособразованию СССР. Приказом Министерства образования РСФСР от 06.11.1991 г. № 348 «Центр комплексного формирования личности детей и подростков» Гособразования СССР был передан с 1 января 1992 года в подчинение Министерства образования РФ.
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 13.04.1995 № 188 был утвержден Устав Государственного общеобразовательного учреждения Центра образования «Центра комплексного формирования личности детей и подростков» Министерства образования Российской Федерации.
Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 26.03.1999 г. № 768 Государственное общеобразовательное учреждение Центр образования «Центр комплексного формирования личности детей и подростков» был реорганизован в Государственный общеобразовательный лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
На основании Приказа Министерства образования Российской Федерации от 07.12.2000 г. № 3578 Государственный общеобразовательный лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков Министерства общего и профессионального образования был переименован в Государственный общеобразовательный лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков Министерства образования Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства по образованию от 07.12.2004 г. № 312 Государственный общеобразовательный лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков Министерства образования Российской Федерации переименован в Государственное общеобразовательное учреждение «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» (ГОУ «Лицей-интернат»).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 г. № 1128-р Государственное образовательное учреждение «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» (ГОУ «Лицей-интернат») передан в ведение Российской академии образования в качестве Учреждения Российской академии образования «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков».
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» Российской академии образования, создано на основании Постановления Бюро Президиума Российской академии образования (протокол № 8 от 07.12.2011 г.) путем переименования Учреждения Российской академии образования «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» и является его правопреемником.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2014 года №1181 переименовано в федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков».
Независимая экспертиза результатов работы Лицея была сделана Институтом развития образовательных систем Российской академии образования в 2008-м и 2011, 2013 годах. Из наиболее значимых результатов экспертизы можно назвать пять.
Во-первых, доказательство, что интеграция процессов обучения, производительного труда и научного поиска повышает эффективность каждого из этих видов деятельности.
Во-вторых, доказательство того, что разработанные методы интенсификации учебного процесса обеспечивают высокое качество образования при сокращении времени обучения и улучшении здоровья учащихся. Как известно, состояние здоровья основной массы школьников по мере продвижения от первого класса к выпускному в целом ухудшается.
В-третьих, обеспечивается эффективная социализация и формирование устойчивой гражданской позиции учащихся. По данным исследований ИРОС РАО, почти все 88% процентов лицеистов выражают обеспокоенность судьбами России и своего народа – в 11 раз чаще, чем учащиеся обычных школ и гимназий. Практически все лицеисты готовы охотно выполнить свой воинский долг, тогда как среди учащихся обычных и специализированных школ и гимназий таковых оказывается не более 15-20%.
В-четвертых, успешно решается важнейшая задача гармоничного сочетания национального и интернационального воспитания. В Лицее учатся дети более 40 национальностей. Они воспитываются в духе дружбы, братства и консолидации всех народов нашей страны. Национальная политика Лицея строится на основных принципах государственной национальной политики и предполагает видение будущего человечества как поликультурного целого, единство которого произрастает из уважения к культурным особенностям, языку и традициям каждого народа.
Важным направлением образовательной политики Лицея является работа с детьми и подростками такого конфликтогенного региона нашей страны, как Северный Кавказ. Воспитательная работа с детьми из Чеченской республики, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и других кавказских регионов направлена на формирование личностного мировоззренческого стержня, ориентированного на понимание важности и необходимости единства народов нашей страны.
В-пятых, эксперимент в Лицее фактически перерос рамки среднего общеобразовательного учреждения. Практически все лицеисты овладевают на уровне средней и высокой квалификации несколькими рабочими профессиями, пользующимися повышенным спросом на рынке труда. На основе сотрудничества с рядом российских вузов и Институтом развития образовательных систем РАО осуществляется интеграция общего среднего и высшего профессионального образования. За 8 лет (с 2001 по 2008 гг.) из 260 выпускников средней школы Лицея более 60 человек досрочно (в 13-15 лет) получили аттестат о среднем образовании. Более 90% из них поступают в высшие учебные заведения. Более 120 выпускников Лицея, получивших аттестат зрелости за последние 15 лет, получили или получают по 2-3 высших образования.
 Как учились наши предки? Точно не по ЕГЭ. А так, как сказал русский крестьянин М. В. Ломоносов в Оде на день восшествия (…) Елисаветы:
«О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих.
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать».

БИБЛИОГРАФИЯ
- Боффа Д. История Советского Союза. В 2 т. - М.: Международные отношения, 1990. - Верт Н. История советского государства. 1900-1991. - М.: Прогресс, 1992. - Высоцкий С. А. Средневековые надписи Софии Киевской: По материалам граффити XI—XVII вв. Киев, 1976. - Житие Авраамия Смоленского.— В кн.: Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981. - Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963. - Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история. Популярный очерк. М., 1992. - Иловайский Д. И. История России. В 5 томах. М., 1876-1905 гг. - Карамзин Н. М. История государства Российского (тома 1-12, СПб., 1803-1826). - Классен Е. И. Новые материалы для древнейшей истории Славян. М., 1854. - Ключевский В. О. Боярская Дума Древней Руси. - М.: Товарищ. тип. А. И. Мамонтова, 1909. - Курс истории России XIX века / Александр Корнилов; (Вступительная статья А. А. Левандовского). - М.: АСТ: Астрель, 2004. - Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / [Э. Д. Днепров,О. Е. Кошелева,Г. Б. Корнетов и др.] ; Отв. ред. Э. Д. Днепров; [АПН СССР,НИИ обш. педагогики]. — М. : Педагогика, 1989. - Павленко Н. И., Кобрин В. Б., Федоров В. А. История СССР с древнейших времен до 1861 года: Учебник для педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1989. - Преставление преподобного Евфимия Суздальского.— В кн.: Жития святых, чтимых православною церковью, составленные Филаретом (Гумилевским) с дополнениями из других книг. СПб., 1885, апр. 37, с. 11 — 12. - Повесть о водворении христианства в Муроме.— В кн.: Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Вып. 1 / Под ред. Н. Костомарова. СПб., 1860. - Родин И. О., Пименова Т. М. Вся история в одном томе школьникам и абитуриентам. М., 1997. - Свидетельства источников о школах на Руси в XI—XIII вв. Приводится по изданию: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. М.: Педагогика. 1985. - Список печатных трудов академика С. Ф. Платонова с 1923 г. / Подготовил научный рук. В. А. Колобков - М.,1995. - Соловьев С. М. «История России с древнейших времён». 2-е изд., СПб., 1897. - Стоглав. Изд. Д. Е. Кожанчикова. СПб., 1863, гл. 25. - Трехлебов А. В. Кощуны Финиста Ясного Сокола России. Пермь, 2004. - Федоров В. А. История России 1861-1917 гг. Интернет-библиотека «Полка букиниста». - Тарле Е. В. Сочинения в 12 томах. - М., Издательство Академии наук СССР, 1957-1962.
- Яковер Л. Б. История России (основной курс, методические рекомендации). М., 2005.

Подготовил: Денисенко Дмитрий Валерьевич