Вход на сайт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченые(*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Еще раз пароль *
Email *
Еще раз email *
Капча *

Warning: get_headers(): SSL operation failed with code 1. OpenSSL Error messages: error:1416F086:SSL routines:tls_process_server_certificate:certificate verify failed in /home3/wbthdgva/public_html/libraries/mavik/thumb/generator.php on line 600

Warning: get_headers(): Failed to enable crypto in /home3/wbthdgva/public_html/libraries/mavik/thumb/generator.php on line 600

Warning: get_headers(http://cdn3.gbtimes.com/cdn/farfuture/HGgeXsdCETM5K--0X8aW8lto11NTMdBPnmickDgmwHg/mtime:1392733512/sites/default/files/styles/768_wide/public/2011/08/24/wu_zetian_0.jpg?itok=UjZEF83z): failed to open stream: operation failed in /home3/wbthdgva/public_html/libraries/mavik/thumb/generator.php on line 600
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]

   Амбиции этой женщины поражают воображение. Поднявшись по гаремной иерархической лестнице, У Хоу (624‒705) добилась не просто положения супруги императора: она, в первый и последний раз в китайской истории, приняла титул императора и основала собственную династию Чжоу (690–705).

   В памяти потомков 22-летнее правление императора Тай Цзуна осталось как «Золотое царствование». Этот китайский государь заботился не только об ученых людях, составлявших костяк бюрократического аппарата, но и внес огромный вклад в восстановление экономики страны, развивая аграрный сектор и поддерживая крестьян.

Именно к этому правителю в качестве младшей наложницы попала 14-летняя У  Хоу. Гарем императора представлял собой сложное иерархическое сообщество, во главе которого стояла первая жена, за ней шли несколько вторых, третьих и даже четвертых, а затем – множество наложниц различного ранга, служанок и рабынь. Занимались женщины рукоделием и искусствами.

 Как протекала жизнь У Хоу в гареме, доподлинно не известно, но можно предположить, что удовольствий там было немного. Женщина в Китае традиционно занимала подчиненное положение. В древнем тексте о мальчиках и девочках сказано так:

Когда родится сын,

Положи его спать в колыбельку,

Дорогими пеленками кутай,
Дай ему игрушки из яшмы.
Когда родится дочь,
Пусть она спит на полу,
И будет пелената в тряпки,
Дай для игры ей кусочек черепицы».

Это могло выглядеть жестоко, но причина тому крылась в отношении к мальчику как к продолжателю рода, опоре семьи, поддерживавшему культ предков. Содержать пожилых родителей, воскурять благовония перед табличками с именами давно умерших, пахать поле, воевать – всё это могли делать лишь мужчины. Без их активного участия род мог прерваться – а что еще страшнее для китайца? Гаремы были не только у императора, но и у богатых и знатных представителей правящей верхушки. Для бедных отдать дочь в гарем к вельможе часто означало сохранить ей жизнь. Женщин было столько, что подчас многих из них господин обходил своим вниманием. При этом они обязаны были соблюдать ему верность – за измену их приговаривали к казни.

Как о гареме нашем есть молва —
Ее поведать я бы не могла.

Когда б ее поведать я могла —
Как было б много и стыда, и зла!
Песни «Ширцин»

     Отношения с императором были строго регламентированными. Даже первую жену он мог видеть только раз в месяц. Ей нельзя было тратить свою энергию инь на сексуальные утехи, а следовало вынашивать здорового ребенка. Наложницы заменяли жену в остальное время.

   Когда монарх желал кого-то видеть, то открывал ларец с нефритовыми табличками, на которых были выгравированы имена и фамилии наложниц. Выбрав, он ударял в гонг и молча передавал табличку евнуху. Далее она переходила от одного должностного лица к другому, пока не доходила до нужной наложницы. Женщина почтительно кланялась и шла в помещение, где служанки умащивали ее тело благовониями. Евнух проверял, нет ли у нее оружия, и, завернув в одеяло из пуха цапли – птицы, которая охотилась на змей и поэтому символизировала защиту от коварства, – нес наложницу на спине в опочивальню императора. Пока господин снисходил до наложницы, в соседнем помещении сидел евнух, который вел учет Царственных соединений для подтверждения законнорожденности детей. По окончании свидания он интересовался у государя, как поступить с «семенем дракона». Если Сын Неба был доволен, он повелевал оставить, и тогда в специальной книге делалась запись о встрече, которая служила доказательством высокого происхождения ребенка в случае беременности. Если господину не нравилось, он приказывал не оставлять, и тогда прислужники старались изгнать семя из тела женщины. В такой или примерно такой обстановке честолюбивая У Хоу продвигалась вверх. После смерти Тай Цзуна его наложницы были сосланы доживать век в буддийский монастырь. Наследовать гаремы было не положено. Отношения одной женщины с отцом и сыном считались инцестом. Тем не менее Гао Цзун, сын Тай Цзуна, не испугался и взял женщину к себе. А ведь предупреждал Конфуций:

«Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе – они станут развязными, если удалишь от себя – возненавидят».

Одалиске потребовалось 15 лет, чтобы разметать всех конкуренток, включая и официальных жен, и взойти на престол. В 655 г. Гао Цзун назвал ее своей супругой. Она подарила ему четырех сыновей и дочь.

     В своем стремлении к власти У Хоу не считала плохими никакие методы. Зная, что ее возвышение неприятно многим, она не пощадила никого, даже родного дядю своего мужа, и жестоко расправилась со всеми критиками.

Гао Цзун оказался слабее своего отца. С 660 г. и до его смерти в 683 г. вместо него страной управляла У Хоу. Она продолжила политику Тай Цзуна по распространению китайского влияния и обратила взоры на Корейский полуостров. В 660 г. началась завоевательная война, которая поначалу была успешной, однако противоречия между союзниками не позволили подчинить лакомую территорию полностью. Тем не менее новое корейское государство поддерживало близкие отношения с Китаем, перенимало его культуру и религию.

    После смерти Гао Цзуна на престол взошел его сын Чжун Цзун, который попытался возвысить своего тестя. Через месяц царствования Чжун Цзун был сослан, а его место занял младший брат Жуй Цзун, не перечивший матери. Это вызывало бурный протест и восстание на юге страны, которое было подавлено.

В 690 г. 66-летняя У Хоу совершила немыслимый для тогдашнего Китая поступок: она свергла собственного сына и объявила себя императором (хуан-ди). В китайском языке нет термина для императрицы, под которой обычно понимают жену или вдову императора. Есть титул Вдовствующей императрицы (тай-хоу), который она приняла после смерти Гао Цзуна. Чтобы успокоить народ, пришлось прибегать к идеологическим уловкам. Очень кстати был найдено «древнее» пророчество, в котором говорилось, что следующее воплощение Будды будет в женском образе. После этого влияние буддизма чрезвычайно возросло.

     Императрица продолжила политику предшественников и усилила военную и административную мощь государства. Кроме того, она уделяла внимание наукам. При ней были введены несколько новых иероглифов. Правительница выступила как смелый реформатор в области прав женщин. Согласно ее проектам женщины должны были получить право учиться вместе с мужчинами. В случае смерти матери ее следовало оплакивать так же долго, как и отца – три года.

«Дочь Будды» правила долгие 15 лет. Поскольку она решила утвердить новую династию, встал вопрос престолонаследия. Ее родственники начали предъявлять права на императорский трон. Занятая этими проблемами, У Хоу, или, как ее теперь звали, У Цзэтянь не успевала отражать нападения кочевников. Решив, что собственный сын лучше племянников, она вернула Чжун Цзуна из ссылки и назначила наследником.

Здоровье начало подводить 75-летнюю императрицу. С одной стороны, она проявляла болезненную подозрительность, с другой – доверилась откровенным аферистам, которые не брезговали делить с ней, носившей парик и вставные зубы, ложе. Потеряв контроль над ситуацией, она пала жертвой заговора. Заговорщики, тем не менее, обошлись с ней милостиво, позволив дожить до естественной кончины. Она была похоронена с императорскими почестями близ могилы своего мужа Гао Цзуна. В народной памяти остался положительный, но не лишенный противоречий образ У Цзэтянь, нашедший отображение в волшебном романе «Развеянные чары» писателя Фэн Мэнлуна (1574–1646). По сюжету ее душа переселяется в тело мужчины (он стоял выше женщины и на лестнице перевоплощений), что означает признание заслуг. С другой стороны, она подвергается суровому наказанию за свою похоть.

  По велению У Хоу, стелу над ее могилой оставили без надписей, чтобы потомки сами имели возможность высечь письмена о ней и ее заслугах.

Можно ли утверждать, что в истории влиятельных женщин прошлого есть какие-то общие черты? Девочки, воспитывающиеся в обществе, где их роль была предопределена заранее, проявляют смекалку, недюжинный ум и… умение идти по головам.

Но что должно было твориться в душе женщины, если она принимала решение быть не вещью, которая может спать на полу и играть кусочками черепицы, а человеком, имеющим право голоса и право выбора. Мы можем по-разному относиться к поступкам этих женщин, но вот чему у них точно можно поучиться  — так это способности найти выход из самой безвыходной ситуации.

Если маленькой девочке, обречённой провести остаток своих дней в буддийском монастыре с бритой головой, удалось найти способ избежать участи, которая была ей не по нраву, то что можно говорить про нас, женщин XXI века, имеющих все возможности для того, чтобы прожить свою жизнь так, как бы этого хотелось именно нам.

Источник: Матроны.Ру