Вход на сайт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченые(*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Еще раз пароль *
Email *
Еще раз email *
Капча *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]
На сегодняшний день по всему миру построено более чем 1000 домов из стеклянных бутылок. Первые упоминания о таких домах относятся к 1902 году. В штате Невада американец Уильям Пек в городе Тонопа построил свой бутылочный дом. На постройку ушло около 10 000 бутылок. Дом был очень простым — четыре стены и крыша, но эффект имел просто колоссальный. Когда о необычном доме узнали местные власти, то предложили включить его в список достопримечательностей города Тонопа. И только в 1980 году этот дом был снесен.



Дом из бутылок Уильяма Пека в городе Тонопа, 1902 год

Но если вы думаете, что только за границей есть поклонники бутылочных домов, то вы ошибаетесь. Таких энтузиастов предостаточно и в странах бывшего Советского Союза. К одним из таких «чудо-строителям» можно отнести и героя нашей сегодняшней истории Владимира Сысу.


Советский электрослесарь Владимир Сыса

Ещё с детства он любил строить. Как и все мальчишки, в школьном возрасте он мастерил дома на деревьях. А уже в училище занимался более серьезными проектами. И даже не имея архитектурного образования, а только освоив профессию слесаря, он смог с одногруппниками создать специальный токарный станок, который занял третье место на всесоюзном конкурсе на ВДНХ.


С самого детства Владимир Сыса любил мастерить своими руками

А вот мечтать о собственном бутылочном доме Владимир начал в восьмидесятых годах. Однажды ему повстречался немецкий журнал, в котором был напечатан фотоснимок небольшого дома. Весь дом был построен из разноцветных бутылок. И вот тогда у Владимира и возникла мысль: «Дадут участок, сделаю такую дачу».



А пока участка не было, Владимир Кириллович начал проектирование и сбор строительного материала. Это сегодня нам легко: ввели любой запрос в поисковую строку, и Гугл или Яндекс выдал нужный ответ. А какая была возможность в 80-е годы у простого рабочего найти информацию о возведении дома из бутылок? Никакой, кроме, похода в библиотеку. Вот только нужной информации и там не было.


Владимир загорелся идеей построить собственный дом из стеклянных бутылок

Приходилось самому рисовать проекты и фантазировать:

«Я до всего сам додумался, разработал технологию. В результате у меня в квартире собралась стопка почти из двухсот эскизов проекта. Когда я показал их своим ребятам в цеху, те смеялись, мол, строй лучше из кирпича и кончай выделываться».

Но, Владимир не сдавался. Он только отмахивался и продолжал искать бутылки. Материал для строительства он находил в парках, на мусорках, договаривался в пунктах приема стеклотары и в ресторанах.



И когда наконец-то в конце восьмидесятых ему дали под Запорожьем участок, к тому моменту в квартире Владимира уже лежала батарея зеленых бутылок, почти четыре тысячи штук. Стоит отметить, что мужчина собирал далеко не все бутылки, а только из-под «Советского шампанского».


Для строительства своего дома Владимир собирал бутылки только из-под «Советского шампанского»

Но, даже получив участок, Владимир не сразу начал строительство. Ведь кроме бутылок нужно было накопить деньги и на другие строительные материалы. А с распадом Советского Союза начались проблемы и с бутылками.

Дело в том, что бутылки современного производства отличаются от советских бутылок. Нынешние тоньше, чем были раньше. Но и эту проблему Владимир смог решить: он не стал смешивать их. Одну стену начал возводить из советской стеклотары, а другую — полностью из современной. Импортные бутылки он вообще не использовал.


Кроме пустых бутылок Владимиру нужно было накопить деньги и на другие строительные материалы

Своей идеей Владимир всё-таки смог заразить друзей и родственников. На каждое совместное застолье гости приносили шампанское. Ведь они знали, что могут порадовать хозяина. Хотя Владимир и признаётся, что сам он не любитель этого напитка.

Приносить бутылки стали и соседи по участку. Вот так и насобиралось стеклотары на целый дом.

Подвал и первые этажи построены из обычных материалов. А вот два верхних этажа и башня — это восемь тысяч бутылок и несколько тонн раствора.


На постройку такого дома ушло восемь тысяч бутылок и несколько тонн раствора

Этот дом Владимир возводил почти двадцать лет. В августе 2009 года строительство достигло финиша — шифером была накрыта башенка последнего этажа.

Владимир Кириллович рассказывал: «В начале сентября в нашей семье будет большой праздник, мы с женой отмечаем золотую свадьбу, вот я и спешил всё закончить, чтобы сделать нам подарок».



Представляете, стена, выложенная из одного слоя стеклянных бутылок на самом обычном растворе, равна по термическому сопротивлению двум небольшим кирпичам? Вот такой удивительный строительный материал!


Стена из одного слоя стеклянных бутылок, равна по термическому сопротивлению двум небольшим кирпичам

По словам мужчины, внутри такого дома тепло в зимние месяцы и прохладно летом, так как создается специальная воздушная подушка. Кроме того, в доме хорошая аура — усталость как рукой снимает.

Владимир самостоятельно сконструировал и лифт, на котором, кроме лестницы, можно подняться на башенку всего за минуту и 20 секунд.


Также Владимир самостоятельно сконструировал лифт

Кто же был самым главным помощником Владимира Кирилловича? Конечно же, его жена Людмила. Она поначалу неохотно посещала дачу. Но, выйдя на пенсию, стала больше времени проводить на участке:

«Тогда я поняла всю прелесть этого места. Я поддерживала мужа: все бутылки мыли вместе с внучкой и невесткой. А когда надо было, так я и ведра с цементом носила на второй этаж. К основной работе меня муж не допускал, но всю подсобную я делала».


Людмила - жена Владимира Кирилловича

Людмила также занималась садом и помогала мужу в строительстве бассейна. В башенке у неё находится целая оранжерея: комнатные растения, огурцы, зелень и лимонные деревья.


Дом Владимира Сысы из стеклянных бутылок

На пяти сотках стоит чудо-дом, есть сауна, аллея из бутылок и собственный бассейн. За всю эту экзотику Владимиру Кирилловичу предлагали сто тысяч гривен. Вот только продажа своего детища не входит в его планы: «Этот дом будет моим сыновьям, в нём вся моя душа!»


Владимир Сыса с женой Людмилой

И если 30 лет назад над фантазиями простого электрослесаря посмеивались его коллеги, то сегодня о владельце такого эксклюзивного дома знает весь мир.


Дом Владимира Сысы из стеклянных бутылок
Источник

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]
Вот уже более 200 лет известен так называемый двигатель внешнего сгорании, изобретенный Робертом Стирлингом:




Схема двигателя достаточно простая, в ней меньше деталей и узлов, в отличие от двигателя внутреннего сгорания. В его конструкции рабочее вещество (как правило, воздух) движется по замкнутому контуру и не является расходным веществом. Подводится только тепло в систему. В отличие от парового двигателя, турбины или ДВС, где в систему нужно подводить и отводить рабочее вещество (вода, пар, жидкое топливо). Двигатель Стирлинга может работать на любом источнике получения тепла: дрова, уголь, газ.

Схема двигателя Стирлинга:



И анимация процесса работы:

Больше подводится тепла – быстрее передвижения поршня и вращение вала. Так же эта схема внешнего сгорания может иметь достаточно высокий КПД – до 90%.

Если задать поиск по картинкам в интернете, Вы увидите лишь демонстрационные или настольные модели, модели-самоделки, которые в лучшем случае вращают небольшой генератор, способный заряжать разве что мобильный телефон.

Практически ни одной промышленной или серийной модели. Удалось все же найти английскую модель газового котла, работающие от природного газа с функцией выработки электроэнергии двигателем Стирлинга:


Источник: https://domolov.ru/kogeneracionnaya-ustanovka-mikrotec-so-stirlingom-whispergen-eu1-de.html

Называется WhisperGen (бесшумный генератор) Пишут, что в 2012г. в Европе было установлено до 400 таких установок. Стоимость: 1,5 тыс. Евро.

Другая модель:


Источник: http://www.bhkw-prinz.de/cleanergy-c9g-stirling-bhkw/2384

Работает от газа. Электрическая мощность: от 2 до 9 кВт. Частота вращения двигатели 1500 об/мин. Вес: 470 кг. Стоимость: 4125 Евро (не известно на какую дату).

Но в основном, поиск Вам выдаст вот такие фотографии сувенирных моделей или самоделок:



Если сувениры – просто демонстрация этой схемы, то вторые – хоть могут вырабатывать электроэнергию с нагревом цилиндра свечкой или спиртовкой.

Можно приобрести себе такой сувенир:

 Как такое возможно, что при универсальности (работе на различном топливе), простоте конструкции и при возможности масштабирования в размере - двигатель Стирлинга остается давно забытым двигателем, который так и не получил распространения?

В той же Англии в конце 19в. изготавливали промышленные образцы, которые использовали как водяные насосы:


Скрины с видео: https://youtu.be/7DeGTGOp-1U

Это двигатель Стирлинга 1895г. Работает от дровяного котла, в котором можно сжигать и уголь. Информация про этот дошедший до нас экземпляр в ролике, взятом с передачи канала Discovery:



Минусов у такого двигателя только два: время на разогрев и большие габариты при небольшой мощности.

Судя по размерам, двигатель способен вращать не только насос, но и генератор (через ременную повышающую передачу). А это уже путь к автономности любого объекта в удаленных лесных районах.

Думаю, что монополизм в области энергоносителей не пустил в жизнь этот двигатель. Получать прибыль от продажи топлива для ДВС гораздо выгоднее, чем просто производить установки для автономного электро и теплоснабжения.

Недавно я выкладывал статью: Пиролизный газогенераторный котел для получения электричества

Но пиролиз для получения горючего (а тем более, очищенного от загрязнений) газа – это более сложный путь. И к тому же ресурс двигателя внутреннего сгорания сокращается. Двигатель Стирлинга аналогичных пиролизному котлу размеров для привода генератора – это конструкция проще. Может быть как привод для насоса, генератора, подъемного механизма.

В середине 20 в. еще не все удаленные деревни в нашей стране были с централизованным электричеством. Привод генераторов от двигателей Стирлинга решал бы их вопросы. Почему не выпускали такие установки? Хотя пиролизные котлы ставили на грузовики тысячами! Возможно, не знали или никто из инженеров не предложил. Или есть «подводные камни» в процессе работы таких установок?

Давайте предположим, что сложностей нет и возможно произвести двигатель Стирлинга, работающий от небольшого котла. Котел, допустим, на 20-30 кВт тепловой мощности для отопления дома. Часть тепла от отопительного котла отбираем на работу двигателя и привод электрогенератора. Пусть 5 кВт – этого достаточно для освещения и питания электроприборов.

На мой взгляд, идеальная схема. Установка бы пользовалась спросом для строительства баз отдыха в удаленных местах. Создание фермерских хозяйств без доступа к электросетям – тоже упрощается. Построив биогазовую установку, можно получить источник энергии для котла.

Про этот вариант я писал здесь: Установка для получения биогаза для отопления дома. Реальный пример

Установку можно сделать в разных габаритах: переносная для туризма, стационарная - для зданий. При желании можно большинство отопительных котлов оборудовать такими двигателями для привода генератора. Можно поставить на варочную панель дровяной печи. В холодный период будет экономия на электроэнергии. Либо использовать как резервный источник электричества. Источник


1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]


1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]


Важное место среди памятников народного творчества занимает архитектура народного жилья. Как назвал ее Александр Довженко - «архитектурная праматерь пристанища человеческого». Издавна архитектурное народное творчество доносило до наших дней свидетельства человеческих ценностей нашего народа, высокохудожественных, хозяйственно-культурных, нравственных.

Украинский народ много веков находился под социальным гнетом, был почти полностью изолирован от развивающихся мировых архитектурно-художественных школ профессионального уровня и тенденций. И несмотря на все это, он достиг эстетически важных высот в разнообразии разновидностей декоративно-прикладного искусства и их гармонизации.

Полтавщина. Конец XIX -начало XX в.

Совершенно типичное размещение дома посредине двора, на довольно большом удалении от улицы (его еще называли «глубоким») характерно для полтавских усадеб. Окнами к солнцу, с разделением жилого дома и хозяйственных сооружений. В целом именно архитектурно-композиционное строение полтавских домов представляет собой одно из выражений архитектуры лесостепных регионов Левобережной Украины. Ему свойственны такие признаки:

  • пропорциональное соотношение высоты стен и крыши – они равны;
  • обтекаемый контур четырехскатной соломенной крыши, который создавался за счет разостланной или мятой соломы, порой залитой жидкой глиной;
  • ассиметричное размещение отдельных частей стены фасада, по соответствующим назначениям разных помещений жилья (хаты, сеней, кладовки).
  • Для домов Полтавщины были характерны «нависания» крыши относительно стен. Архитектурные элементы, поддерживающие крышу, были оформлены самыми разнообразными резными растительными орнаментами. Часть стены фасада, перед кладовкой или входом в жилую часть, а порой и несколько фасадов были окружены галереей.

    Окончательную художественную законченность и ценность изделия народных мастеров приобретали за счет разных способов резьбы (контурной, профильной, например, и прочих) В представлении народа архитектурные элементы жилья и другие элементы материально выраженной культуры (например, одежда) логично объединялись в названиях. Так, низ рубахи и нижний элемент крыши назывались «лиштва», и в обоих случаях был украшен орнаментальной полосой.

    Наравне с жилым комплексом отличительный традиционный костюм региона – кружевная белая сорочка, вышитая белыми же нитками, богатая цветами «керсетка» - верхняя часть костюма, и такая же разноцветная тканая вручную плахта.

    Интерьер местного жилья был также весьма характерным для Левобережной Украины. Традиционно в углу возле входной двери можно было увидеть печь, а в противоположном углу – «полочка», открытый небольшой посудный шкаф. Под окнами в основной стене, напротив печи – в самом осветленном месте хаты – находилась широкая тяжелая лавка. На ней устанавливали кужель с пряжей. Так сидя на лавке можно было шить и вышивать, по праздникам же на нее усаживали важных гостей.

  • Интерьер полтавского дома имел характерную деталь – поперечная балка потолка: она соединяла две противоположные длинные стены дома, архитектурно она не была соединения с несущими основную нагрузку продольными балками. Потолок таким образом был разделен накрест этими балками, и их не белили, как все остальные части интерьера, и декорировали контурной, иногда и трехгранной резьбой. Эта резьба содержала культовые обереги (крест, круг и прочее), иногда информацию о дате строительства дома или фамилию хозяина. Традиционно считалось, что именно эти символы способствовали благополучию дома и охраняли семью от внешних недружелюбных сил. Характерной для Левобережья была и такая деталь полтавского интерьера, как форма дымохода печи. Шесток был закрыт стенами, и дымоход не свисал над печкой, но стоял на ней.

    Над дверьми и над окнами были пристроены полочки, поддерживаемые кронштейнами. Те были украшены тоже резьбой, профильной, и это было очень типично для местного интерьера. Эти кронштейны имели окончание в форме конской головы, за что и получили название «лошадки». «Лошадки» имели еще дополнительную функцию – они были колышками, на которые вывешивалась гордость хозяек дома, матери и дочек – ткани или вышитые умелыми руками тамбурным швом полтавские рушники. Соответственно праздничные декоративные рушники, которые украшали стены дома по праздникам, назывались «колковыми», в отличие от прикладных или ритуальных рушников.

    Киевщина. Конец XIX - начало XX вв.

  • А вот интерьер Киевщины был вполне типичным для Правоборежной Украины: печь находилась в киевском жилье в углу возле входа, отверстием обращена к окнам опорной стены дома. «Полочка» - открытый шкафчик, для посуды – была в противоположном углу, у дверей, и демонстрировала керамическую расписанную посуду. Напротив печи, у главной стены под окнами располагалась лавка – широкая доска, крепко лежащая на вкопанных в глиняный пол столбах. Характерной для интерьера жилья правобережных регионов Днепра была и форма печи, а точнее, ее дымовыводящего устройства, нависающего над печью.

  • Внутренняя часть киевского жилья была обильно декорирована росписью. Минеральные (в частности глиняные) и растительные краски разводились водой и применялись для живописных росписей. Инструментами были маленькие кисточки, которые были созданы из кошачьей шерсти. Если выписывались крупные элементы – тогда наподобие штампа использовались тряпочки: ими наносились цветные пятна, своеобразные цветы. Далее их подрисовывали по краю кисточками, для более тонкого и детального изображения, прописывались веточки, листочки и нижние элементы этих цветочных композиций – горшочки, «гладущики».

  • На стенах домов Киевщины преобладали в декоративной росписи в основном композиции по вазонному принципу – развесистое цветущее растение произрастало из горшочка (или «гладущика». Продольные профильные тяги дымохода, или балки потолка обычно декорировались «бесконечником», т.е. волнистой линией с равномерно двусторонне расположенными (растущими) цветными пятнышками (иначе «точками», «цветами», «виноградом», «листочками» и т.д.). Эти расписные композиции и местный народный костюм были органично объединены цветом.

    Слобожанщина. Конец XIX - начало XX вв.

    Традиционным для домов Слободской Украины, граничащей с Россией, было размещение дома, приближенное к улице и обращенное видимым фасадом в сторону юго-востока. Постройки во дворе размещались свободно. Перед самим строением жилого дома был отведен небольшой защищенный участок под посадку цветов, деревьев, кустов. И чистый двор впереди дома отделялся плетеным тыном от части двора, где располагались хозяйственные постройки.

  • Слобожанский дом характеризовался пропорциональностью в соотношении высоты обтекаемой формы соломенной крыши и стен. Стены дома были рублеными, или же вертикальными, из колотой ивы или дуба. Они ставились на «подвалины», которые возвышались высоко над землей, а внешне были покрыты толстым слоем глины и побелены мелом. Сенные стены довольно часто выходили за линию стен дома, до уровня навеса, и, как правило, оставались открытыми и не белеными.

    Крыша широко нависала над стенами и поддерживалась вынесенными на поперечных балках пролетными брусьями, так называемыми «пидостришинами», «пидстришниками». Их в свою очередь подпирали колонки – «сишки». Пролетные брусья искусно очерчивали резной окантовкой, выносные части балок («дармовисы»), верхние венцы сруба («ощепы») декорировались профильной резьбой. Окна также были украшены: ставни и наличники (окантовка окон резьбой) расписывались масляными красками или цветными глинами, как правило оттенков охры, декорировались растительным (цветочным) орнаментом, цветочными разноцветными узорами («розы», «пионы»…). То же относилось и к дверям.

    Колорит дома на Слобожанщине органично переплетался с праздничным женским народным костюмом – пестрой плахтой, вышивкой, цветастым фартуком в красной гамме, красными же сапогами и корсетом.

    Юг Украины. Конец XIX - начало XX вв.

    Для регионов на юге Украины характерны свои особенности архитектуры жилых зданий. Так, показательно было размещение дома и хозяйственных сооружений в ряд, во дворе поместья. Стены здания, обмазанные глиной, чисто выбеленные, зачастую украшались художественной росписью. Подводились глиной завалинка, стены хозяйственных сооружений. Выписанные орнаменты содержали мотивы большого сочного цветка с центральной осью по вертикали, а по ее сторонам изображались ростки, покрытые молодыми листьями и менее крупными цветами. Роспись или цветная полоса украшали двери и окна здания. Крыши построек в южных регионах, низкие и двускатные, покрывались соломой или камышом, сверху их прижимали сдвоенными козликами из дерева («ключиньем»). Для постройки стен хозяйственных сооружений двора зачастую применялся местный природный камень.

  • Глина и ее цвета в настенной живописи смешивались с синим и красным красителем, и придавало им еще большей живописности.

    Внешнее декорирование дома и сооружений перекликалось с цветовой гаммой праздничного традиционного наряда женщин этой местности

    Юг Украины. Начало XX вв.

  • В интерьере помещений южных районов Левобережья Украины отражаются унаследованные классические традиционные приемы местонахождения печи – в углу у входной двери, посудного шкафчика – в противоположном углу, а скамейки под окнами опорной стены хаты. Отличие проявляется в форме трубы печи: у печи есть закрытый стенками «припичок» - небольшой выступ на печи, на котором лежали. В петриковской хате были росписи потолка, повышенной части стены, а особенное многообразие орнаментов было на дымоходе печи. Композиционная структура местного интерьера начала XX века естественно включала элементы классической архитектуры: карнизы, колонки, декоративные фигурные арки. Карнизы были украшены живописными орнаментами растительного сюжета – «бегунчики», «бегунки», иногда цветными полосами. Поверхности между колонками были заполнялись «вазами», «веточками», «букетами», «цветами». Интересны самодельные инструменты, которыми пользовались мастера при украшении поверхностей: кусочки ткани («вихтя»), щеточки-кисточки (т.н. «котиковая кисточка» - собранная в пучок кошачья шерсть, привязанная ниткой к рукояти), срезанный наискось стебель рогозы. Всем этим сокровищем петриковские мастера выписывали роскошные растительно-орнаментальные композиции, украшавшие дома внутри и снаружи. Краски готовились домашним способом – из трав, листьев, ягод. Использовались природные красители, например, цветные глины, охра, мел, сажа.

    Петриковская роспись с давних времен очень популярна. Самые талантливые мастерицы приглашались в другие села – расписывать дома. Даже их «малевки» - роспись на бумаге – очень высоко ценились, что уж говорить о самих домах. Богатство цветов в декорировании интерьера продолжалось в многоцветии народного наряда.

  • Общеукраинская традиция размещения печи в углу от входной двери нашла свое отражение в интерьере жилых помещений южных регионов Украины. Посудный шкаф находился в противоположном углу, а скамейка – у окна основной стены дома. Разница в интерьерах правобережных и левобережных регионов Днепра была в основном в форме трубы печи. Например, на Правобережье у печи был закрытый «припичок», а над ним на небольших столбах (или без них, на усмотрение хозяина) свисал камин, имеющий форму усеченной пирамиды. У дымохода были покатые стенки, снизу и сверху с профильным завершением, имеющим вид нескольких тяг.

    В начале XX века печь для приготовления еды была усовершенствована еще одной пристроенной печью («грубой»). Задача этой печи была в обогреве дома. Этот конструктивно-архитектурный комплекс, «печ-груба», по сути являлся продолжением традиций всех регионов Украины. Груба была украшена настенной росписью. Ее декоративно-художественные элементы далее объединялись с орнаментальной росписью печи для приготовления пищи.

    В домах Правобережной Украины хорошо прижилась растительная орнаментика, вазонного типа, выполненная сочными красными цветами. Кроме того, роспись применялась и для украшения стен, потолка, окон.

    Подолье. Конец XIX - начало XX вв.

    А вот Подолье приняло свободу в планировании двора. В глубине ставился жилой дом, недалеко от улицы, хозяйственные сооружения же строились на обособленной части усадьбы («обийсти»).

  • Показательной архитектурно-художественной чертой жилой архитектурной конструкции на Подоле была живописность. Особенно зарекомендовали себя в декоративности здания южных районов приднестровского Подолья, на границе с Молдовой. Высота соломенной крыши в два раза превышала высоту стен здания, но богатство цвета в росписи стен, подчеркнутое белым фоном, уравновешивало размеры. Крыша подшивалась соломенными снопами, и способы их укладывания были рукотворным чудом в исполнении подольских мастеров. Искусно уложенные, буквально вышитые снопами «кисти» по углам стремительной крыши увенчивались гребнем, сформированным деревянными горизонтальными брусками.

    В творческом наследии подольских умельцев поразительны сочетания цветов в расписных настенных композициях. Применялись исключительно цветные глины и красители, а инструмент был немудреным и простым в изготовлении – самодельные кисти, тряпицы, штампы из корнеплодов, прочее.

    Особое место в душе подольской женщины занимали орнаментальные полосы, опоясывавшие крыльцо и стену поверху; под крышами, в углах стен и в окантовке окон создавались композиции в виде тех же вазонов, бегунков, цветов вне узора, разноцветных фигур. Нижнюю часть стены, сверху желтой завалинки, украшали орнаментальные полосы. Также декоративной росписью украшались хозяйственные сооружения: курятники, хлева.

    Довольно скромная гамма в цветах народной женской одежды резко контрастировала с насыщенной гаммой и разнообразием цветов декора жилья: белая рубашка, вышитая черно-красными нитками узором «низинкой» («низзю»), черная в цветную полоску «горбатка».

  • Размещение основных частей жилого здания – хаты – жителей Подолья было совершенно типичным и характерным для большей части Украины. Кухонная печь находилась в углу, между внутренней стеной – сеней – и внешними стенами здания у входа. Возле печи на небольших столбиках настилали доски – это было спальное место («пол»). Там же, в углу у печи, крепился открытый небольшой шкаф для посуды («мисник»), под окнами ведущей стены ставили скамью. Традиционно печь отверстием была обращена к окнам главной стены здания.

    Особенностями подольского убранства дома считались искусно оформленные архитектурные конструкции и их элементы, а также вещи домашней утвари.

    Интерьер домов щедро украшался разноцветными настенными росписями, к которым так были расположены подольские женщины. Особенное место в росписи занимало декорирование печи. Она расписывалась цветными глинами вся – профильные карнизы, дымоход, даже заслонка. Были украшены живописью стены, окна. Особенная красота и праздничность создавались за счет выставленных в шкафчике мисок, расписанных по белому и желто-охристому фону, и украшений из бумаги – «вытынанки», крепившиеся к балке.

    Полноту, завершенность и многоцветие интерьеру придавали тканые рядна, покрывавшие кровати, длинные коврики с цветными полосами («налавники»), красно-черная вышивка рубашки и черная в цветную же полоску тканая «горбатка».

    Полесье. Конец XIX - начало XX вв.

  • На Волынском Полесье застройка двора была двухрядная. Хозяйственные постройки под одной общей крышей, имеющие общие стены, вытягивались в параллельный жилому дому ряд. Здание жилого дома было ориентировано по солнцу, и или приближалось к улице фасадом, длинным или коротким, или размещалось в глубине двора вторым рядом. Такая архитектурно-пространственная композиция обозначается масштабной графичностью контуров двускатных крыш, одного, возможно разных, уровней. Крыши покрыты деревянными «плахами» («драницами»). Весь архитектурный комплекс довольно скромно оформлен, выдержан в серебристо-серых цветах. Зато восхищает многообразие и насыщенность мотивами контурной резьбы вертикальных завершений, фронтонов двускатных крыш зданий.

    Богатство контрастных цветов характерно для традиционного женского костюма данного региона, и его неотъемлемой частью являлся головной убор «намитка», свойственный замужним женщинам. 

    Еще до начала XX века в отдаленных районах Волынского Полесья осталось довольно много архаичных элементов интерьера. Следуя украинской традиции размещения печи, ставили ее в углу, у входа, у дверей, открытый шкаф для посуды («мисник») в противоположном углу, скамью под окнами у главной стены. Спальное место («пол») находилось у самой печи, вдоль тыльной стены, над ним подвешивалась колыбель («люлька»). В хатах региона еще можно найти специальное дымовыводящее приспособление («посвит»), которое крепилось под потолочным отверстием, над лучиной. Архаичным элементом можно назвать и форму печи («пыльная печь»): дым проникал прямо в помещение, поэтому стены были постоянно покрытые копотью и, соответственно, не украшались. В этом же стиле была выполнена и темная, «дымная» керамическая посуда («горшки», «гладущики», «кувшины»). Архаическая простота прослеживалась и в деревянных бытовых предметах – орудиях труда, остальной посуде и утвари.

    Контрастом с темными срубными стенами домов выступали яркие пятна женского праздничного костюма: ярко-белое полотно рубашки, с вышитым на ткани орнаментом, головной убор – «намитка», собранная юбка в горизонтальную полоску.

    Бойкивщина. Конец XIX - начало XX вв.

    Отдельной этнографической группой украинского народа являются бойки и лемки. Для архитектуры их домов и сооружений характерно объединение под одной крышей с четырьмя скатами жилого помещения с целым рядом хозяйственных построек: сенями, конюшней, сараем, кладовой. Но у бойков, в отличие от удлиненной хаты лемков, жилая часть занимала в этой конструкции не крайнее, но среднее место, а на передней, фронтальной, стене были окна, обычно два-три. Вдоль тыльных и боковых стен под крышей были хозяйственные сооружения.

  • Высота отвесной четырехскатной крыши более чем в три раза превышала высоту стен, но пропорционально уравновешивалась вытянутым фронтальным фасадом. Задавала ритм горизонтальной линии крыша – от гребня ее продолжали венцы («обаполы») срубной стены, линия приподнятого над землей пола открытой галереи («мост», «предокна», «лавочки», «пристенки»).

    Отличительной чертой архитектуры жилья бойков-верховинцев была простота и краткость форм, минимум декоративных элементов. Зато ими славились гуцульские дома.

    Традиционные костюмы бойков также были выверены в цветовых рамках. Долгое время сохранялись некоторые архаические элементы, например, длинная шерстяная накидка («гуня») или специфический головной убор для замужних женщин («намитка»).

    Лемкивщина. Конец XIX - начало XX вв.

    Лемки, как и бойки, представляют собой отдельную этнографическую группу украинского народа. Для их архитектурных сооружений было характерно однорядное объединение под общей четырехскатной крышей и жилого помещения, и хозяйственных зданий (сеней, кладовой, хлевов и пр.). Первой в ряду строений преимущественно ставили жилую часть. Далее уже вдоль тыльных стен, под крышей располагались хозяйственные сооружения.

  • Если рассматривать соотношение основных частей лемковского дома и его пропорций, то можно увидеть преобладание четырехскатной отвесной крыши, сверху укрытой соломой. Кроме соломы, для покрытия также использовали дерево или комбинировали эти два материала: нижние ряды покрывались деревом, остальное соломой. Но позволить себе это могли в основном зажиточные крестьяне. В пропорциях высота крыши втрое и более превышала высоту стен. Но именно она уравновешивала длину сооружений, смягчала восприятие этого монументального, громоздкого комплекса, делая его более компактным.

    Жилье лемки украшали, кроме распространенной в Карпатах резьбы, также побелкой, слегка подсиненной известью в швах между венцами сруба, предварительно промазанных глиной.

    Характерно, что только здесь, на Лемкивщине, была распространена роспись срубных стен, а также некоторых архитектурных деталей (дверей, ворот) белой, иногда зеленовато-желтой глиной. Рассматривая сюжеты линейно-графической росписи, орнаменты и композиции, можно заметить их декоративно-образное восприятие красоты окружающего мира.

    Кружевные росписи срубов подчеркивали лемковскую одежду, с преобладанием белого и синего цветов, с фактурными мелкими складочками, украшением фартуков и юбок цветными лентами. 

    Распределение основных частей внутренних помещений лемковского интерьера сохраняют традиции. В углу, между стеной сеней и тыльной стороной дома у дверей строили печ для приготовления пищи. Вдоль тыльной стены располагали кровать, у окон короткой боковой стены ставили скамью и стол перед ней.

    Отличался же интерьер жилья за счет направления отверстий («челюстей») печи, где готовили еду. В противовес украинской традиции направлять отверстия на лицевую стену в хатах лемков отверстия были ориентированы на боковую стену. Такое положение вещей обусловило и другие особенности интерьера домов. Кровать располагалась на некотором расстоянии от печи, не вплотную, хотя ее место и было традиционным – возле тыльной стены. В тыльной стене здания было оформлено окно, и свет через него освещал свободную рабочую плоскость перед печью. Приобрел специфическую удлиненную форму и подвесной камин, над лежанкой перед отверстиями («цивка»).

    Наиболее почетным местом в доме считалось место возле стола («стильця»), покрытого скатертью («обрусом»). С коротких сторон стола ставились небольшие переносные скамейки.

    В верхней части боковой стены, в которой были два окна, находились образа («боги»), а также выполненные сине-красным растительным узором по белому фону декоративные яркие тарелки, картины. Белый и синий, традиционные цвета лемковского костюма, хорошо сочетались со сдержанным оформительством помещений.

    Гуцульщина. Конец XIX - начало XX вв.

    Свои постройки гуцулы предпочитали возводить на самых ровных участках земли на южных склонах гор. На некотором расстоянии друг от друга стояли их усадьбы, и в них объединялись и жилые помещения, и хозяйственные постройки. Жилая часть («хата») в гуцульской архитектуре располагалась с краю, со стороны юга, была окружена со всех сторон хозяйственными сооружениями («притулами»), что создавало единство построек и обеспечивало защиту жилому дому. В целом вся композиция выглядела как неприступная крепость.

  • Климат диктовал свои условия в особенностях строительства зданий. Так, частые и существенные осадки привели к сооружению стремительных высоких четырехскатных крыш, с глубокими карнизами. Внизу стелили приподнятый над землей помост («лавочки»), на котором велись хозяйственные работы в непогоду.

    Традиционно основу гуцульских домов составляло дерево в качестве строительного материала. Каждый дом был уникален за счет мастерски выполненной резьбы своих архитектурно-конструктивных элементов – косяков, деталей ограды, выступов сруба, балок карниза, столбов открытой галереи.

    Однотипность использования строительного материала и декоративного оформления дома контрастировала с яркой насыщенностью оранжевым цветом гуцульского традиционного костюма, и в нем объединялись разные материалы: и шерсть, и лен, и кожа, и дерево, и металл. 

    Распределение и размещение основных частей гуцульской хаты подобно другим регионам Украины. Например, размещение печи для приготовления пищи в углу между дверьми и тыльными стенами дома у дверей – также свойственно и гуцульскому интерьеру. Традиционным было и направление печи отверстием, где, собственно и готовилась вся еда, выпекался хлеб – отверстие, как правило, было направлено к фасадной стене. Кроме того, и сама форма была одинакова для всех жителей правобережных регионов.

    Кровать с шестом и колыбелью размещалась возле печи, вдоль тыльной стены дома, в углу, между сенями и главными стенами – шкаф для посуды, под окнами – скамьи. Все это также было традиционным обустройством интерьера.

    Но вот декоративно-художественные способы оформления интерьера гуцульского дома, многообразие цветовых сочетаний просто поражает. Все в этом доме, каждый его элемент – печь, шесты, балки, костюмы, шкафчик для посуды, бытовая утварь – указывало на невероятную трудоспособность гуцулов, их тягу к орнаментации, увлеченность разноцветными и разнофактурными соединениями. Более состоятельные хозяева декорировали свои печи купленными расписными изразцами. Сюжетно-орнаментальная композиция каждого изразца – это художественно переработанные фрагменты обычного быта, традиционной жизни гуцулов: праздники семейные и календарные, художественные ремесла, культовые сооружения, символические изображения и многое другое.

    Роль оберега выполнял резной орнаментальный декор, украшавший балку, входную дверь, мебель. Как говорили традиции гуцулов, предметы, украшенные соответствующими орнаментальными элементами и композициями, пропитывались магической силой, которая могла защищать людей и семью от внешних негативных воздействий, способствовала росту благополучия и достатка.

    В гуцульском костюме соединялись тепло-коричневые тона домотканого бытового полотна («верет») с ярко-желтыми теплыми красками тканей запасок («пыльцы»), вышитыми рубашками, кожно-меховой аппликацией одежды.

  • https://etnoxata.com.ua/ru/statti-ru/ru-traditsiji/ru-narodna-arhitektura-starodavnogo-ukrajinskogo-sela-abo-oblashtuvannja-zhitla-nashimi-predkami-riznih-regioniv/
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]