Вход на сайт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченые(*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Еще раз пароль *
Email *
Еще раз email *
Капча *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]



— Папа, расскажи мне сказку, — попросил маленький сын-ангел своего отца-ангела.

— Хорошо, сынок, слушай. Сегодня вечером я расскажу тебе притчу о далекой планете, где люди отдали себя в добровольное рабство. Эти существа добровольно живут в серых бетонных коробках, целый день работают на нелюбимой работе, чтобы оплачивать эти свои тюремные камеры-жилища и покупать вещи, без которых вполне можно обойтись. Кроме того, они тратят заработанные кровью и потом деньги на то, чтобы курить вонючие растения, которые вредны для тела, и пить огненную жидкость, которая затмевает их разум. Они едят искусственную пищу, полученную химическим путем, и потому часто болеют. А по ночам, вместо полноценного отдыха, они, влекомые чувством неудовлетворенности ума, пытаются компенсировать отсутствие счастья, лаская друг друга. Так, день за днем они и проводят свое время, коротая отпущенный им срок пребывания в теле, и потому к концу своей жизни не чувствуют ни радости, ни удовлетворения. Они стали добровольными рабами материальной жизни, забыв свое предназначение и прекратив поиски своей души. Так они надолго попали в колесо сансары, круг рождений и смертей, из которого очень трудно выбраться…

— Но папа, как такое возможно, чтобы люди добровольно отдали себя в рабство? Неужели они настолько глупы?

— Слушай, как все было. Эту притчу о возникновении добровольного рабства рассказал мне твой прадедушка. Однажды, давным-давно, когда на планете Земля был еще рабовладельческий строй, один император собрал своих министров на вершине горы и сказал им:
— Посмотрите вниз, на долину: десятки тысяч наших рабов, закованных в цепи, носят камни в город. Тысячи надзирателей и солдат присматривают за ними. Еще тысячи рабов обеспечивают воду и еду. Всё это происходит вяло и слишком медленно. К тому же, мы тратим много денег и усилий на то, чтобы кормить и содержать наших рабов и оплачивать наших надзирателей и солдат. Нужно придумать более простую и дешевую систему удержания рабов и обеспечения строительства, тогда денег в казне будет больше, и вы тоже будете получать больше жалования.

Идея разбогатеть еще больше всем понравилась, и министры начали предлагать различные варианты ее осуществления. Император выслушал все предложения, но каждое отверг, так как они были сложны или сомнительны. Тогда слово взял первый советник, который отличался незаурядным умом и талантом управления государством. Он сказал так:

— Я предлагаю систему, которая навсегда решит наши проблемы. Завтра мы объявим полную свободу рабам, снимем цепи, и каждый из них сможет по желанию уйти, когда и куда пожелает. Вместе с этим мы объявим вознаграждение за каждый перенесенный камень, за каждое выполненное дело. Мы будем поощрять их монетами, выплавленными из их цепей, и за эти деньги они могут купить себе что-то, будь то еда, одежда, предметы быта, свой дом и даже свой город. У них появится чувство свободы и собственности, и это будет стимулировать их на более интенсивный труд, потому что они будут видеть результаты труда и свои будущие возможности. Надзиратели и солдаты будут больше не нужны, и большинство из них сами включатся в работу, что ускорит темпы строительства. Так мы преобразуем насильственное рабство в добровольное, хотя с точки зрения рабов это будет свобода. Получив такую свободу, люди организуют всё остальное сами, потому что будут чувствовать собственный интерес в этом. Жадность и вожделение заставит их работать с полной отдачей.

Эта идея была встречена с энтузиазмом, и на следующий день рабам объявили полную свободу и предложили новую систему, которая с их стороны была встречена с не меньшим воодушевлением.

Несколько дней министры во главе с императором удовлетворенно наблюдали, насколько ускорились темпы строительства. Рабы старались сделать как можно больше и как можно быстрее. Надзиратели и солдаты тоже присоединились к ним. Кто-то из рабов организовал доставку воды и еды, кто-то смастерил телеги, на которых легче было транспортировать тяжелые валуны. Сами собой появились инициативные начальники, судьи, врачи, торговцы. Система пришлась всем по вкусу, разрасталась и самоорганизовывалась, без лишних затрат усилий, времени и денег. И самое главное — все были довольны и никто никуда не убежал. Их держали те же цепи, которые теперь выглядели как деньги.

Завершая притчу, отец сказал сыну:

— С тех пор почти ничего и не изменилось. Разница только в том, где живут эти люди, какую одежду носят, какую пищу едят, какой работой заняты. Ну и развлечений стало больше — на любой вкус. А суть осталась та же: они – добровольные рабы, но их это вполне устраивает.

— Это так грустно, — сказал сын. – Разве нельзя это как-то исправить?
— Можно, — ответил отец. – Для этого великие души проводят свою работу на Земле, распространяя мудрость и истину. Проблема только в том, что мало кто прислушивается к словам  и занимается самопознанием, поэтому большинство людей обречены на страдания, прежде чем поймут бессмысленность и глупость своего добровольного рабства.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]




1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]



Все мы знаем, что Арина Родионовна являлась няней великого поэта. Она привила Александру Сергеевичу любовь к русскому языку, разделила с ним все тяжести ссылки в Михайловском, стала очень близким для него человеком. Что нам известно об этой женщине? К сожалению, немногое. Неизвестно даже, как она выглядела и где была похоронена. Но кое-какие факты биографии Арины Родионовны, к счастью, остались целыми, не уничтоженными временем. Давайте узнаем получше биографию этой замечательной женщины.

Арина Родионовна. Жизнь до службы няней


Портрет Арины Родионовны (Все изображения няни Пушкина были сделаны после ее смерти)

Арина Родионовна родилась 10 апреля 1758 года. На самом деле няню Пушкина звали Ирина. Но все домашние звали девочку Арина. Родители Арины Лукерья Кириллова и Родион Яковлев (1728 – 1768 годы) были крепостными крестьянами и имели семь детей. Семья Арины жила в деревне Суйда Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии.

Деревня Суйда принадлежала подпоручику лейб-гвардии Семеновского полка графу Федору Алексеевичу Апраксину. В 1759 году деревню Суйду и прилегающие к ней некоторые деревни у Апраксина купил Абрам Петрович Ганнибал — прадед Александра Сергеевича Пушкина. А в 1781 году Арина Родионовна в возрасте двадцати трех лет вышла замуж и переехала в Кобрино, к своему мужу, Федору Матвееву, от которого позже у Арины родилось четверо детей. В Кобрино Арина стала служить у Осипа Ганнибала, дяди поэта.

Служба няней


Портрет Ольги Сергеевны Павлищевой —старшей сестры Александра Сергеевича Пушкина

В 1792 году Арина Родионовна служила Марии Алексеевне Ганнибал в качестве няни для племянника Марии Алексея. А в 1797 году с рождением старшей сестры Александра Сергеевича Пушкина Арина стала няней и кормилицей для Ольги — внучки Марии Алексеевны Ганнибал, а затем няней для двух внуков — старшего Александра (будущего поэта) и младшего Льва. Ранее Арина Родионовна служила нянею для матери будущего поэта Надежды Осиповны. В 1795 году за безупречную службу Мария Алексеевна подарила Арине Родионовне отдельную избу в Кобрине. Это был прекрасный подарок для крепостной крестьянки.

Интересный факт

Кроме Арины Родионовны в семье Пушкиных была еще одна няня — Ульяна Яковлевна, которой было поручено стать няней для маленького Александра. Однако она не оставила явного следа в творчестве поэта. Как и Никита Козлов – дядька Пушкина, ставший свидетелем смерти Александра Сергеевича и провожавший гроб с телом поэта в последний путь на кладбище. Хотя есть версия, что Козлов являлся прототипом Савельича, верного слуги Петра Гринева из романа «Капитанская дочка».


Юный Лев Пушкин, брат поэта

Вдова

В 1801 году Арина Родионовна стала вдовой. Муж ее Федор умер от пьянства. Няне приходилось заботиться и о барских, и о собственных детях, что было совсем нелегко. Особенно, если учесть, что семья жила бедно.

Смерть Марии Алексеевны Ганнибал. Возвращение в Санкт-Петербург


Портрет Марии Алексеевны, бабушки Пушкина

В 1807 году семейство Ганнибалов продало вместе с крестьянами земли в Петербургской губернии и поселилось в уезде Опочецкий Псковской губернии. Однако Арине Родионовне продажа не грозила. Она была не прикреплена к земле, а потому вместе с хозяевами переехала в Псковскую губернию. До 1811 года, года, когда Александр Сергеевич поступил в Лицей, няня прожила с поэтом под одной крышей. Юный Александр очень любил няню. В письмах своих он называл ее «мамушкой» В 1818 году умерла Мария Ганнибал. Арина тогда проживала у Пушкиных в Петербурге, приезжая вместе с ними на лето в Михайловское.

Ссылка Александра Сергеевича в Михайловское


Главный усадебный дом в Михайловском — действующем музее-заповеднике

В 1824 – 1826 годах Арина Родионовна разделила с поэтом всю тяжесть ссылки в селе Михайловском. Она стала ему самым близким человеком и вдохновителем. По признанию самого поэта Арина была прототипом няни Татьяны Лариной, Дубровского, мамки Ксении Годуновой, а также нескольких женских образов из романа «Арап Петра Великого».

Арина Родионовна знала очень много народных сказок. Пушкин записывал их, тщательно перерабатывал и на основе этих сказок получал сюжеты для своих гениальных произведений.

В ноябре 1824 года Пушкин написал брату: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Интересный факт

Известно, что Пушкин со слов няни записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя, конечно, слышал от нее гораздо больше. Няня знала очень много сказок и умела передавала их как-то по-особенному. Именно от нее Пушкин впервые услышал про избушку на курьих ножках и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.

Последняя встреча Александра Сергеевича Пушкина и Арины Родионовны. Смерть няни


Памятная доска, посвященная Арине Родионовне

14 сентября 1827 года в Михайловском состоялась последняя встреча Пушкина и Арины Родионовне. К моменту встречи няне уже исполнилось 69 лет.

В январе 1828 года старшая сестра Пушкина Ольга против воли родителей вышла замуж за Николая Павлищева. Молодая семья поселилась в Петербурге. В марте родители Ольги выделили ей несколько крепостных для ведения хозяйства. Среди них находилась и её старая няня.

31 июля 1828 года после недолгой болезни семидесятилетняя Арина Родионовна скончалась в доме Ольги. Арину Родионовну похоронили на Смоленском кладбище в городе Санкт-Петербург. К сожалению, могила ее была утеряна. Александр Сергеевич пытался два года спустя найти могилу няни (ни поэт, ни его старшая сестра по неизвестной причине не были на похоронах), но попытка не увенчалась успехом. В 1977 году при входе на кладбище была установлена памятная доска. Источник

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]
«Серебряный век» дал российской культуре много ярких и необычных имён. Это было время, когда поэты стремились запомниться уже не только стихами, но и соответствующим поведением: кто-то жёлтой кофтой, кто-то пьянками и драками. Николай Гумилёв удивлял иностранными мотивами в творчестве и старомодными представлениями о чести.




Герой не своего времени

Поэт родился в дворянской семье в Кронштадте, а учёбу начал в Царском селе. С таким началом жизни легко писать стихи и драться на дуэлях, но трудно быть убеждённым большевиком и ставить классовую мораль выше христианской.

Ни того, ни другого, собственно, Гумилёв и не делал. Когда в России произошла февральская революция, он, будучи единственным из известных поэтов Серебряного века, кто не ограничился публикацией патриотических стихов, а защищал Родину с оружием в руках, отказался разбираться в политических течениях и попросил о переводе на Салоникский фронт.


Николай Гумелев (1886-1921)

К сожалению Гумилёва, разложение армии добралось и до русского экспедиционного корпуса, в котором тоже больше думали о событиях в Петрограде, чем о положении дел на фронте. В 1918 году поэт сначала перевёлся на чиновничью работу, но быстро разочаровался и вернулся в российскую столицу.

Участвовать в братоубийственной войне, стрелять по своим соотечественникам для Гумилёва было немыслимо. Вместо этого он плотно занялся творчеством и воспитанием новых писателей, причём в том духе, в котором считал правильным. Увы, его взгляды серьёзно расходились с мнением партии.



До окончания Гражданской войны большевистской власти было некогда заниматься «поэтом с дворянскими замашками». Потом произошло Кронштадтское восстание, которое заставило Ленина пересмотреть всю внутреннюю политику. В России начались послабления в экономической сфере жизни и «закручивание гаек» в духовной и политической. В этот период и появилось «дело Петроградской боевой организации».

Заговор, которого не было

Точку в этой истории поставило решение, принятое в 1992 году Верховным Советом Российской Федерации. Всё дело признано полностью сфабрикованным ЧК, а все осуждённые посмертно реабилитированы. Для Гумилёва, однако, это уже ничего не поменяло, да и есть подозрение, что поэт ждал и даже в некотором смысле напрашивался на что-то подобное.



Живя в советском государстве, руководя Петроградским отделом Всероссийского союза поэтов, дворянин Гумилёв мог, например, открыто заявить с трибуны, что по политическим убеждениям он – монархист. Его путь на службу пролегал мимо нескольких церквей и на каждую он, как полагается православному христианину, прилюдно крестился.

В августе 1921 года такому поведению поэта-диссидента решено было положить конец. Он был арестован по «делу Петроградской боевой организации». О её деятельности Гумилёв ничего не знал (как и никто из арестованных, поскольку её никогда не существовало), но чекисты и не ставили целью выяснить истину, зато контрреволюционного поэт наговорил достаточно, поэтому уже в конце месяца Петроградская ГубЧК приговорила его и ещё 56 человек к смертной казни.

До сих пор неизвестно, где именно были расстреляны эти люди, но легенда о поведении Гумилёва стала распространяться практически сразу. Кто-то пересказывал слова садовника, который якобы видел казнь из отдалённого дома, кто-то «цитировал» одного из членов расстрельной команды, кто-то просто некого чекиста, но все рассказы содержали одни и те же подробности.


Николай Гумилев после ареста в 1921 году

Гумилёв до самого залпа сохранял присутствие духа, удивившее даже палачей, наглядевшихся за последние три года на самых разных жертв. Пока большинство приговорённых заходилось в истерике, пыталось разжалобить расстрельную команду и попросту пресмыкалось, пытаясь зацепиться за какие-то минуты жизни, поэт просто стоял с отрешённой улыбкой и курил папироску.



Он не сошёл с ума. Просто дворянина, проведшего несколько лет на фронтах Первой мировой, смерть (да ещё и за свои убеждения) не страшила, и такое мужество удивило даже видавших виды чекистов, констатировавших: «Шикарно умер!». Позже по стране ходило стихотворение, которое Гумилёв якобы нацарапал на стене тюрьмы в ночь перед расстрелом. На самом деле, по свидетельству одного из сидевших в 1921 году в той же камере, от поэта там осталась только одна надпись: «Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь». Источник

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]



Тема такая, что можно убить сразу двух зайцев - и живописную "Пушкиниану" продолжить, и о Гоголе еще раз вспомнить.
В 1828 году Николай Гоголь переехал в Петербург и решил нанести поэту визит. Поборов застенчивость и смущение, Гоголь без приглашения нагрянул на квартиру Пушкина, но дальше порога попасть, увы, не смог. Слуга сказал начинающему писателю, что хозяин почивает, потому что всю ночь «в картишки играл». По воспоминаниям критика Павла Анненского, для Гоголя это было страшным ударом, ведь он всегда представлял своего кумира не иначе как «окруженного постоянно облаком вдохновения».
Встретился Гоголь с Пушкиным только спустя два года, в 1831 году, на даче поэта Петра Плетнёва. Пушкин высоко оценил литературный талант молодого коллеги.
Очень быстро отношения литераторов стали дружескими. Пушкин подкидывал Гоголю идеи и сюжеты для новых произведений, например для «Ревизора» и «Мертвых душ», порой хлопотал о постановке его пьес, выводил Гоголя в свет и пытался привлечь к нему внимание широкой аудитории. Сам же Гоголь беспрекословно выполнял советы Пушкина, прислушивался к его мнению и «ни одну строку не писал без того, чтобы не воображал его перед собою».
Николай Гоголь тяжело переживал смерть наставника и друга. Его знакомые отмечали, что писатель выглядел невероятно удрученным, долго не мог возобновить работу над «Мертвыми душами», которые писал как раз в 1837 году. В письме своему другу Александру Данилевскому Гоголь написал: «Ты знаешь, как я люблю свою мать; но если б я потерял даже ее, я не мог бы быть так огорчен, как теперь: Пушкин в этом мире не существует больше».


Клодт (фон Юргенсбург) Михаил Петрович (1835-1914) Пушкин у Гоголя (гравер Ю. Барановский).


Пашинин Михаил Григорьевич (1921-1996) Визит Пушкина к Гоголю. Шкатулка. Федоскино. 1979 г.


Неизвестный художник. Пушкин у Гоголя, хромолитография, издание Сытина

"На вечерах Плетнева я видел многих литераторов, и в том числе А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Пушкин и Плетнев были очень внимательны к Гоголю".

Андрей Иванович Дельвиг, барон (1813–1887),
инженер, мемуарист, племянник поэта А. А. Дельвига


Мишуров Владимир Викторович (род. 1941) Диалог. 2013 г.


Непомнящий Леонид Михайлович (род. 1939) Жуковский, Гоголь, Пушкин. Фрагмент картины "Лето в Павловске".

"Все лето я прожил в Павловске и Царском Селе <…>. Почти каждый вечер собирались мы: Жуковский, Пушкин и я. О, если бы ты знал, сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей!"

Николай Васильевич Гоголь.
Из письма А. С. Данилевскому 2 ноября 1831 г., из Петербурга


Антонов Евгений Иванович (1930-1998) А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. 2000-2006 гг.

"Пушкин, радостно и приветливо встречавший всякое молодое дарование, принимал к себе Гоголя, оказывал ему покровительство, заботился о внимании к нему публики, хлопотал лично о постановке на сцену «Ревизора», одним словом, выводил Гоголя в люди".

Павел Воинович Нащокин (1801–1854),
близкий друг Пушкина


Алексеев Николай Ильич (1804-1885) Пушкин и Гоголь. 1847 г.

"Узнав, в 1837 году, о смерти Пушкина, слуга Гоголя Яким Нимченко неутешно плакал в передней.
– О чем ты плачешь, Яким? – спросил его кто-то из знакомых.
– Как же мне не плакать… Пушкин умер.
– Да тебе-то что? Разве ты его знал?
– Как что? И знал, и жалко. Помилуйте, они так любили барина. Бывало, снег, дождь и слякоть в Петербурге, а они в своей шинельке бегут с Мойки, от Полицейского моста, сюда, в Мещанскую. По целым ночам у барина просиживали, слушая, как наш-то читал им свои сочинения, либо читая ему свои стихи".

Григорий Петрович Данилевский


Кузьмин Николай Васильевич (1890-1987) Н. В. Гоголь читает А. С. Пушкину, иллюстрация к роману "Евгений Онегин". 1935 г.

"Ничего не говорю о великости этой утраты. Моя утрата всех больше. Ты скорбишь как русской, как писатель, я… я и сотой доли не могу выразить своей скорби. Моя жизнь, мое высшее наслаждение умерло с ним. Мои светлые минуты моей жизни были минуты, в которые я творил. Когда я творил, я видел перед собою только Пушкина. Ничто мне были все толки, я плевал на презренную чернь, известную под именем публики; мне дорого было его вечное и непреложное слово. Ничего не предпринимал, ничего не писал я без его совета. Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему. И теперешний труд мой («Мертвые души». – Сост.) есть его создание. Он взял с меня клятву, чтобы я писал, и ни одна строка его не писалась без того, чтобы он не являлся в то время очам моим. Я тешил себя мыслью, как будет доволен он, угадывал, что будет нравиться ему, и это было моею высшею и первою наградою. Теперь этой награды нет впереди! что труд мой? Что теперь жизнь моя?"

Николай Васильевич Гоголь.
Из письма М.П. Погодину 30 марта 1837 г., из Рима


Буянов Дмитрий Юрьевич Встреча А.С.Пушкина с Н.В.Гоголем.